Главная / Полезные материалы /

Продукция


Дюралевый лист

Конструкторское бюро Туполева – старейший в мире производитель самолетов - отметило в октябре день рожденья. Главным принципом Туполева была красота летательных аппаратов, он утверждал, что «хорошо летают только красивые самолеты». И всем, кто хоть немного знаком с историей самолетостроения, знакома особенная эстетичность самолетов, созданных этим мастером.

А ведь самолетостроение в том виде, в каком мы его знаем, многим обязано немецкому химику Альфреду Вильму, который не согласился с общепринятым мнением по поводу бесполезности алюминия, и посвятил свою работу созданию высокопрочного сплава из этого металла. И оказалось, что при добавлении совершенно небольшого количества меди, марганца и магния, алюминий, который считался совершенно безнадежным, вдруг дал высокопрочный и очень легкий материал, который сейчас мы знаем как дюралевый лист

История создания

дюралевый листИстория создания металла выглядит слегка курьезной. При первом испытании (а испытание проводилось в субботу) новый сплав показал прочность всего лишь 70 условных единиц. Химики сочли результат лишенным успеха, и ушли на выходные. Но в понедельник Вильм решил перепроверить результаты, опасаясь, что в преддверии отдыха ученые могли быть недостаточно скрупулезными, несмотря на свойственную немцам аккуратность. И на этот раз – по прошествии всего двух дней – сплав показал прочность в 100 условных единиц

Прочность металла продолжала возрастать, словно внутри сплава продолжали работу микроскопические строители. Выяснить, чем вызван этот эффект самопроизвольного упрощения, не удалось, и его назвали эффектом старения. Сплав был запатентован и назван сплавом Вильма, а название дюралюминий получил по городу Дюрену, где осуществлялось его производство. 

Дюралевые листы оказались настолько прочными и легкими, что оптимально подошли для создания самолетов, благодаря чему Туполев смог создавать своих прекрасных металлических птиц. 

Производство дюралюминия в Советском Союзе развивалось с расчетом удовлетворения нужд самолетостроения, но недостаточно быстро. Именно этим объясняются незначительные различия между полюбившимся Сталину американским бомбардировщиком В-29 и его нелицензированной копией, которую Сталин приказал изготовить Туполеву – Ту-4. В Советском Союзе на тот момент не изготавливался дюралевый лист нужной толщины, и советская копия получилась немного более массивной и тяжелой по сравнению с американским оригиналом.